РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ FIRST RUSSIAN DATA FORUM
18 апреля в Москве состоялся First Russian Data Forum, организованный Ассоциацией больших данных и АНО «Цифровая экономика» для обсуждения ключевых вопросов работы с данными и развития цифровой экономики в целом. В мероприятии приняли участие представители релевантных государственных органов и технологического бизнеса, более 700 человек.
Участники First Russian Data Forum, признавая важность защиты персональных данных с одной стороны, и развития рынка данных — с другой, призывают бизнес и регуляторов к сотрудничеству в развитии технологий обработки и обмена данными.
Для реализации позитивного сценария развития рынка данных (рост на 90% по сравнению с 2021 годом) необходимо перейти от запретительно-ограничивающего регулирования к стимулированию развития технологий безопасной обработки данных и внедрения лучших практик, обеспечивающих эффективную защиту персональных данных.
Необходимо развивать кодексы этики и саморегулирования в области данных и искусственного интеллекта с учетом появляющихся новых технологий, бизнес-процессов и пользовательских сервисов, с привлечением к работе Совета по совершенствованию практик работы с данными представителей Государственной Думы и профильных органов государственной власти.
Кроме того, необходима поддержка организационно-технологических решений, таких как доверенный посредник, обеспечивающих развитие технологий обработки данных и искусственного интеллекта, в том числе в части обогащения данных.
Для формирования экосистемы кросс-отраслевого обмена данными необходимо управление балансом между рисками и возможностями работы с данными, совершенствование законодательства на основе лучших практик в области обмена данными, развитие технологических стандартов по обмену данными, при условии обеспечения прав граждан на приватность.
Рекомендации по итогам Пленарной сессии:
Данные для Российской Федерации — это ценность, которая может стать основой для экономического роста в стране.
Для реализации оптимистичного сценария Стратегии развития рынка данных необходимы следующие условия:
- Наличие единого понятийного аппарата в области данных;
- Гибкие работающие регуляторные механизмы тестирования новых технологических решений в области аналитики данных;
- Построение внутренней доверенной среды по работе с данными: объединение, обогащение, обезличивание и обеспечение безопасности;
- Стимулирование государственных и коммерческих вложений в научные исследования и разработки в области обработки данных, которые должны составлять на менее 1,1 процента ВВП Российской Федерации;
- Государственная политика в области поддержки инноваций должна предусматривать «право на ошибку»: далеко не все исследовательские проекты приносят положительные результаты, и лишь единицы бывают коммерчески успешными;
- Создание регуляторной среды, которая позволит повысить эффективность бизнеса за счёт внедрения проектов на основе данных, что позволит обеспечить рост операционной прибыли компаний всех секторов экономики до 1,6 трлн рублей в перспективе 2 лет;
- Меры поддержки российских производителей программно-аппаратных комплексов для хранения и обработки данных;
- Акцент на саморегулирование, построение в этой части эффективного диалога бизнеса с государством;
- Содействие развитию кадров для отрасли данных: обучение, до-обучение, поиск, удержание (в отрасли и в стране);
- Развитие цифровой грамотности граждан, необходимых для принятия информированных решений о распоряжении своими данными;
- Ревизия ведомственных данных. Целесообразно оставить только те данные, которые нужны для выполнения государственной функции каждого ведомства. Все остальные данные должны быть зашифрованы и убраны из системы оперативного доступа, для обеспечения их лучшей сохранности и минимизации вреда от возможных утечек;
- Отказ от обмена массивами данных в рамках межведомственного взаимодействия и переход к созданию онлайн-витрин, которые в режиме реального времени отдают необходимые сведения по запросу ведомства или бизнеса.
- Создание обогащённых и обезличенных цифровых профилей на основе различных источников данных с учётом использования новейших наработок в области обезличивания и риск-ориентированного подхода;
- Доступность больших обезличенных данных государства для бизнеса, прежде всего — для реализации социально значимых сервисов на основе аналитики объединённых данных, развития технологий искусственного интеллекта.
По итогам круглого стола «Ключевые направления развития цифровой экономики» сформированы следующие предложения:
Развитие рынка данных дает существенный (до 1,6 трлн рублей в перспективе 2 лет) эффект во всех отраслях экономики. Форум должен стать площадкой для широкого освещения и популяризации практик и бизнес-кейсов работы с данным, в том числе кейсов на промышленных (не персональных) данных.
Необходимо ускорить принятие мер, которые обеспечивают вовлечение данных в экономическую деятельность, в том числе:
- Анализ и внесение изменений в отраслевые стандарты в части использования больших данных с целью вовлечения больших данных в оборот. В том числе решение вопросов технической и семантической интероперабельности, сбора тех данных, которые действительно необходимы при реализации моделей работы с данными;
- Формирование подходов к оценке эффектов от создания цифровых сервисов на основе данных и финансово-экономического обоснования внедрения таких проектов.
- Стимулирование развития технологий больших данных в отраслях с наибольшим потенциалом их внедрения.
По итогам круглого стола «Технологии работы с данными» сформированы следующие предложения:
Все больше российских компаний активно создают собственные технологические решения для обработки данных. Уникальность текущей ситуации на российском рынке заключается в отсутствии полнофункциональных решений на рынке, но присутствии команд разработки для их создания.
- Для активного внедрения отечественных решений по работе с данными и повышения их функциональности необходим конструктивный диалог между разработчиками и заказчиками, в том числе создание независимых площадок для тестирования решений и взаимное признание результатов тестирования;
- Необходима координация и кооперация игроков рынка для создания экосистемных решений;
- Необходимы меры, направленные на содействие сертификации отечественных решений для обработки данных, а также существенное ускорение процедуры сертификации, что позволит стимулировать их разработку и оперативное внедрение на российском рынке.
По итогам круглого стола «Государство как ключевой игрок на рынке данных в России» сформированы следующие предложения:
- При формировании и развитии государственной экосистемы необходимо обеспечить баланс интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов;
- Наиболее перспективным направлением для развития рынка данных является взаимовыгодный обмен данными государства и бизнеса;
- С учётом накопления значительного объёма данных государством и бизнесом следует решать задачи упорядочивания данных и обеспечения эффективных механизмов для доступа к данным и работы с ними, а также сформировать правовые основы для передачи государственных данных в режиме «онлайн»;
- Поддерживается в качестве комплексного решения по упорядочиванию работы с данными в государственном секторе Национальная система управления данными, которая формирует инфраструктуру и механизм доступа к упорядоченным актуальным данным государства как со стороны органов власти, так и бизнеса;
- При принятии решений о создании государственных цифровых сервисов и информационных систем целесообразно не конкурировать с коммерческими сервисами, а работать совместно — это позволит минимизировать риски для граждан и общества и обеспечит высокое качество сервисов для граждан; следует выработать общие принципы сосуществования государственных и частных цифровых сервисов.
- При формировании дорожных карт и проектов перейти от исключительно процессных KPI к увязке результатов к достижению целей стратегии развития рынка данных, разработать механизм оценки законопроектов на достижение таких целей.
По итогам сессии «Защита персональных данных и борьба с утечками» сформированы следующие предложения:
- Целесообразно прорабатывать комплекс мер по повышению защищённости персональных данных, в том числе:
- создание национальной библиотеки методов обезличивания как механизма дополнительной защиты персональных данных,
- стимулирование практик использования условных идентификаторов вместо персональных данных в рамках информационных систем,
- повышение общей культуры информационной безопасности, в том числе через различные формы добровольной оценки защищенности компаний (багбаунти, тесты на проникновение, аудиты и т.п.),
- совместная с бизнесом разработка дополнительных рекомендаций по повышению защищённости персональных данных на площадке Минцифры России.
- Административная ответственность за утечки должна быть дифференцированной, сбалансированной и учитывать меры, предпринятые оператором персональных данных для предотвращения утечки и минимизации ущерба;
- Ответственность за утечку должна наступать только при наличии вины оператора персональных данных;
- Ответственность в виде оборотного штрафа должна наступать только в результате крупного повторного нарушения, отягощённой доказанной халатностью и (или) злым умыслом оператора персональных данных;
- При назначении штрафа судом должны учитываться общие экономические последствия и финансовое состояние нарушителя;
- Рекомендовать более понятно изложить принцип минимизации сбора персональных данных или дать соответствующее разъяснение регулятора.
По итогам секции «Нормативное регулирование рынка данных. Данные и общество» сформированы следующие предложения:
- Необходимо системное решение вопросов, связанных с правовым статусом данных, возможностью распоряжения ими субъектом персональных данных по своему усмотрению, а также синхронизация законодательства об информации, о персональных данных, гражданского законодательства и др.
- При регулировании данных необходимо искать сбалансированный подход с учетом интересов граждан, бизнеса и государства, а также налаживать диалог между участниками рынка и регуляторами для выработки новых правил в условиях динамичного развития технологий и меняющихся трендов информационной приватности.
- Законный интерес, как правовое основание обработки данных, в некоторых случаях может использоваться участниками рынка в качестве альтернативы согласию субъекта персональных данных. Рекомендуется совместное с регулятором рассмотрение бизнес- кейсов для подтверждения правомерности применения законного интереса, в том числе на площадке Совета по совершенствованию практик работы с данными.
- Для разработки выверенных правовых механизмов могут использоваться экспериментальные правовые режимы в сфере данных, в рамках которых возможно использование обезличенных данных без согласия субъекта персональных данных при условии утверждения порядка и методологии обезличивания, а также строго в соответствии с утвержденной программой экспериментального правового режима.
- Важным направлением развития регулирования оборота данных может стать внедрение института доверенного посредника — независимой третьей стороны, обеспечивающей безопасную и контролируемую обработку данных из различных источников. Требования к таким посредникам могут быть апробированы в рамках экспериментальных правовых режимов и затем закреплены в общем регулировании.
По итогам секции «Будущее обработки данных» сформированы следующие предложения:
- Основные усилия необходимо направить на повышение доступности данных для разработки инновационных продуктов и сервисов;
- Отметить риск-ориентированный подход и построение методологии оценки риска повторной идентификации, включая контекстный риск и риск данных, а также выбора методов защищённой обработки информации как наиболее перспективное направление в области безопасной обработки данных.
- Развивать подходы к оценке и снижению риска деобезличивания данных в качестве одной из основ модели регулирования обработки данных;
- Пересмотреть концепцию установления требований исключительно к защите данных при их передаче или хранении, и перейти к концепции защищённой обработки данных;
- Содействовать развитию исследовательских проектов в области использования синтетических данных, федеративного обучения, распределённой обработки данных;
- Продолжать исследовать и анализировать современные подходы к безопасной обработке данных, создать и поддерживать в актуальном состоянии отечественную библиотеку решений по обезличиванию;
- Использовать механизмы «мягкого права», такие как Кодексы этики и отраслевые стандарты для профессионального и добросовестного ведения бизнеса в высокотехнологичных отраслях, которые по мере обобщения и накопления практик могут становиться основой для введения регулирования.
По итогам секции «Развитие компетенций и кадрового потенциала в области данных» сформированы следующие предложения:
Тематика подготовки специалистов по работе с данными является крайне актуальной в государственной повестке, так как спрос на специалистов, умеющих работать с данными, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса стремительно растет. По состоянию на конец 2022 года специалистами по работе с данными называли себя около 100 000 человек. Они заняты в органах власти, частном бизнесе, банках и страховых компаниях, профессиональных ассоциациях и СМИ.
- Для реализации запроса на повышение компетенций сотрудников необходимо развивать собственные образовательные экосистемы вокруг крупных компаний;
- Необходима популяризация науки среди студенческого сообщества, так как отмечается, что ключевых талантливых сотрудников в сфере анализа данных крупнейшие работодатели ищут в том числе по итогам научных публикаций на конференциях.
- Необходимость интеграции разработанных и актуализированных совместно с бизнесом моделей компетенций в школьное и вузовское образование в целях повышения качества обучения.
- Стимулирование бизнеса к запуску собственных инициатив: организации совместных кафедр, профильных классов в школах, грантовых программ и пр.
- Необходима системная поддержка инициатив и проектов бизнеса и государства (Урок цифры и пр.) в области популяризации ИТ профессий и специальностей в части обработки данных.
По итогам секции «Управление регионом на основе данных» сформированы следующие предложения:
Представители регионов признают, что у них недостаточно компетенций (и соответствующих кадров) для решения задачи формирования и реализации обоснованной и прагматичной стратегии, планов и программ по внедрению технологий искусственного интеллекта, в том числе и управлению такого рода программами и проектами. Такой позиции придерживаются 50% опрошенных (1969 человек). При этом число респондентов с данной позицией значительно выросло по сравнению с 2022 годом — рост на 20%.
- Необходимо формирование аналитической культуры —комплексного подхода, в который входит формирование библиотеки показателей и стандартизация визуализации, назначение ответственных за показатели, с тем чтобы все участники руководствовались едиными для показателями. Недостаточно просто оснастить работников аналитическими инструментами, необходимо научить их работать с данными, анализировать информацию и делать выводы, принимать и аргументировать свои решения, подкрепляя их данными.
- Необходимы формализованные рекомендации (нормативные акты) федерального уровня, НИР, локальные эксперименты и апробации.
- Внедрение обучения должностных лиц в виде стажировки в компаниях, которые используют ИИ и могут продемонстрировать положительные эффекты наглядно.
- Наращивание компетенций у государственных служащих также должны сопровождаться демонстрацией реальных работающих решений и практической работой с ними.